'СЕДМИЦА — Православные новости за неделю' - это каждую неделю дайджест важный новостей о Православии и других религиях и конфессиях, интересные статьи и интервью
Каждую неделю мы собираем для Вас свежие, интересные, да и просто занимательные религиозные и околорелигиозные новости, "отжимаем воду" - получаем дайджест. Вам осталось только прочитать и сделать выводы. Подписывайтесь и не пожалеете!
С нами больше 6 ТЫСЯЧ ПОДПИСЧИКОВ!
Дайджест православных новостей
  Главная страница > Выбранная статья


  • Винницкая и Барская епархия Украинской Православной Церкви
  • Распятое Косово
  • Православие

    Авторы
    Татьяна МАТЯШ и Павел ЛЕБЕДЕВ

  • ПОИСК:

    Искомое.ru
    Количество подписчиков по серверам:
    Рассылка "Седмица" — Православные новости за неделю
    Рассылка "Православные новости"
    Дайджест СЕДМИЦА - Православные новости за неделю
    Архив

    2015 год: декабрь: 14, 12, 11, 10; ноябрь: 4; сентябрь: 15, 11, 10; август: 18; июль: 8, 7, 6, 2; май: 14, 13, 8, 7; апрель: 10, 9; март: 19, 12, 11; февраль: 21, 19, 18, 2; январь: 18

    2014 год: декабрь: 30, 16, 1; ноябрь: 25, 5; октябрь: 30, 27, 22; сентябрь: 10; август: 28, 11; июль: 30, 22, 1; июнь: 17; май: 29, 27, 20, 19, 6; апрель: 25, 22, 15, 2; март: 27, 18, 11, 5; февраль: 26, 24, 10, 3; январь: 29, 21, 15, 2

    2013 год: декабрь: 24, 16, 9, 2; ноябрь: 18, 12, 5; октябрь: 30, 23, 15, 8, 2; сентябрь: 24, 16, 10; август: 28, 21, 6; июль: 23, 16, 5; июнь: 21, 19, 11; май: 28, 9, 2; апрель: 22, 17, 9, 2; март: 26, 15, 13, 12; февраль: 27, 24, 8, 4; январь: 25, 23, 13, 4, 3;

    2012 год: декабрь: 18, 12, 5; ноябрь: 29, 27, 14, 7, 1; октябрь: 25, 16, 12, 10; сентябрь: 26, 19, 11, 6; август: 28, 20, 10, 8; июль: 2; июнь: 25, 19, 12, 6; май: 28, 18, 16, 2; апрель: 18, 9; март: 31, 28, 20, 13, 6; февраль: 26, 20, 14, 8, 3, 1; январь: 27, 2;

    2011 год: декабрь: 23, 15, 13, 5; ноябрь: 29, 23, 16, 8, 2; октябрь: 24, 17, 12, 5; сентябрь: 27, 16, 15, 6; август: 31, 25, 14, 11; июль: 6; июнь: 17, 11, 8, 2; май: 21, 19, 10; апрель: 29, 16, 10, 7; март: 28, 19, 14, 6, 1; февраль: 19, 14, 13; январь: 31, 28, 26, 2;

    2010 год: декабрь: 11; ноябрь: 27, 17, 8; октябрь: 21, 2; сентябрь: 22, 4, 1; август: 23, 18, 9, 1; июль: 20, 19; июнь: 19, 14, 11; май: 29, 24, 19, 11, 5; апрель: 28, 21, 1; март: 30, 20, 13, 8; февраль: 28, 21, 19, 8; январь: 31, 24, 19, 10

    2009 год: декабрь: 22, 21, 7, 1; ноябрь: 23, 17, 6, 2; октябрь: 26, 18, 13, 5; сентябрь: 25, 21, 15, 4, 2; август: 25, 24, 7, 4, 3; июль: 3; июнь: 26, 19, 15, 5, 1; май: 25, 16, 15, 2; апрель: 17, 13, 6; март: 30, 23, 14, 9, 2; февраль: 23, 14, 6, 3; январь: 23, 21, 15

    2008 год: декабрь: 29, 20, 15, 6; ноябрь: 28, 24, 19, 7, 3; октябрь: 24, 20, 11, 10, 5; сентябрь: 29, 19, 2; август: 8, 1; июль: 25, 21, 13, 4, 2; июнь: 19, 12, 9; май: 29, 26, 20, 13, 5; апрель: 29, 22, 15, 10, 1; март: 26, 17, 11, 4; февраль: 29, 28, 13, 4; январь: 29, 23, 14, 3;

    2007 год: декабрь: 24, 17, 11, 3; ноябрь: 26, 19, 12, 5; октябрь: 29, 22, 15, 5, 1; сентябрь: 25, 18, 10, 4; август: 28, 22, 14, 7; июль: 31, 25, 18, 11, 9; июнь: 18, 11, 4, 1; май: 21, 15, 8; апрель: 30, 24, 18, 11, 2; март: 26, 20, 12, 5, 2; февраль: 26, 19, 14, 5; январь: 29, 29, 22, 15;

    2006 год: декабрь: 29, 22, 15, 12; ноябрь: 19, 10, 3; октябрь: 28, 20, 14, 11, 6, 1; сентябрь: 17, 8, 1; август: 25, 18, 12, 4, 2; июль: 29, 7; май: 26, 19, 13, 9; апрель: 20, 17, 7, 4; март: 26, 17, 12, 3; февраль: 24, 17, 12, 4; январь: 28, 20, 12, 5;

    2005 год: декабрь: 30, 28, 16, 11, 2; ноябрь: 25, 18, 11, 4; октябрь: 28, 21, 15, 7; сентябрь: 30, 26, 17, 16; июль: 23, 15, 11, 1; июнь: 24, 17, 10, 3; май: 27, 26, 15; апрель: 29, 22, 15, 12, 6, 1; март: 30, 17, 11, 3; февраль: 25, 23, 16, 10, 7, 6; январь: 31, 12, 4;

    2004 год: декабрь: 27, 24, 11, 7, 5, ноябрь: 26, 19, 12, 4, 2, октябрь: 26, 17, 10, 9, 2, сентябрь: 28, 18, 11, 9, 4, август: 27, 20, 18, 6, июль: 30, 26, 18, 9, 2, июнь: 30, 29, 4, 3, май: 23, 18, 6, 1; апрель: 22, 16, 8, 5; март: 25, 21, 19, 14, 5, 1; февраль: 25, 15, 12, 6; январь: 31, 23, 19, 2

    2003 год: декабрь: 26, 19, 12, 5; ноябрь: 27, 24, 21, 19, 18, 9, 6; октябрь: 22, 15, 10, 7; сентябрь: 30, 18, 14, 4; август: 28, 21, 15, 14, 7, 1; июль: 25, 17, 13, 10, 4; июнь: 26, 19, 12, 7; май: 31, 22, 15, 10, 8, 1; апрель: 24, 21, 17, 11, 5, 1; март: 20, 14, 7; февраль: 27, 20, 13, 7; январь: 30, 27, 26, 22, 16, 15, 10, 4.

    2002 год: декабрь: 27, 20, 17, 5; ноябрь: 27, 20, 13, 6; октябрь: 30, 23, 17, 10, 2; сентябрь: 25, 18; август: 21, 14, 7; июль: 31, 24, 17, 10, 3, июнь: 26, 19, 12, 5; май: 31, 22, 15, 8, 5, 1; апрель: 24, 17, 10, 7, 3; март: 27(2), 27, 25, 20, 13, 6; февраль: 27, 24, 20, 18, 13, 6; январь: 30, 23, 16, 12, 9, 5, 2.

    2001 год: декабрь: 29, 27, 19 (2), 19, 16, 12; ноябрь: 28.

    Яндекс цитирования

    since 4.07.2002

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ — logoSlovo.RU
    since 4.07.2002

    since 4.07.2002

    since 15.06.2002

    Rambler's Top100
    since 4.07.2002

    Виктор Черненко

    "Как нам быстро, разумно и эффективно организовать религиозное просвещение"

    Возрождающейся Православной Церкви в настоящий момент приходится решать множество непростых задач, и в этой связи очень важным представляется вычленение из этого ряда "главного звена" и приложение к нему должных усилий, что позволит успешно разрешить всю цепь проблем. Правильное и точное определение того, что является главным в данный момент, всегда является залогом успеха в каждом деле.

    Какова же самая главная и насущная задача Церкви в нынешний период? Строительство храмов и восстановление монастырей? Борьба с сектантством? Возврат государством церковного имущества? Борьба с ИНН? Воссоединение с Зарубежной Церковью? Эти задачи, безусловно, важны, однако, сейчас нет более насущной и значимой задачи, чем повсеместное и всеобъемлющее, разумное и эффективное религиозное просвещение - как в обществе, так, в особенности, и в церковной среде. Без решения этой фундаментальной задачи не может быть успешно решена ни одна из вышеперечисленных и никакая иная задача Церкви.

    Широкая, грамотная проповедь Православия, обучение (именно обучение, а не простая декларация тезисов) людей подлинному православному вероучению есть на данный момент наиактуальнейшее дело Церкви, каждого монастыря, прихода, каждого пастыря.

    Если посмотреть глубже, то от решения этой задачи впрямую зависит восстановление нашей страны, сохранение ее целостности, поскольку Церковь сейчас - единственный общественный институт, реально имеющий возможности для объединения людей, преобразования аморфного, бездеятельного, зачумленного и обезличенного бесстыдным телевидением, лживой прессой населения России действительно в народ через возрождение его здравомыслия, волевой, духовной, социальной крепости, жизнеспособности, плодовитости. Такая функция Церкви полностью присуща, хотя и не является для нее единственной.

    На всех уровнях необходимо ясное видение того, что есть по сути возрождение России: в действительности оно представляет не столько рост экономических показателей, сколько прежде всего восстановление нравственных, культурных, духовных, физических кондиций народа. Эта первостепеннейшая задача может быть осуществлена исключительно при условии восстановления в массовом сознании устойчивого и конструктивного мировоззрения - конечно же православного, как исторически и органически свойственного русским. В свою очередь, православное миропонимание в сегодняшних условиях может быть взращено в умах и сердцах миллионов наших сограждан только путем активного и массового религиозного просвещения и воцерковления.

    Таким образом, только разумное православное просвещение может создать реальные условия для остановки катастрофических разрушительных процессов и подлинного возрождения России. Сегодня это уже вовсе не декларация, а управленческая задача тактического уровня, и надо сказать, вполне выполнимая в довольно непродолжительный срок (а вовсе не неподъемная, как считают многие), о чем и пойдет речь в представляемых ниже размышлениях.

    Судя по тому, что вопрос религиозного просвещения находится сегодня, по сути, на задворках церковной жизни, можно предположить, что с вышеприведенным утверждением смогут согласиться далеко не все. И очень жаль. Попробуем разобраться, отчего же этот вопрос столь актуален?

    Прежде определимся с понятием религиозного просвещения и духовной образованности. В данном случае имеется в виду вовсе не школярское, формальное заучивание догматов, или, к примеру, дат Вселенских Соборов, определений и цитат из катихизиса или Евангелия (что само по себе было бы и неплохо). Речь идет о ясном и глубоком понимании основных, фундаментальных истин Православия и на этом основании правильном, плодотворном построении христианином своей веры, мировоззрения, духовной, внутренней жизни, приводящим к благодатным, сущностным изменениям его личности, открывающим сердце для проникновения Божией благодати, иначе говоря, к действительному спасению. Ведь в этом и заключается цель и смысл существования Церкви как Божественного установления.

    Гениальность Православия позволяет ему быть очень пластичным для восприятия каждым человеком вне зависимости от уровня его образования, подготовки и опыта, оно может быть в полноте воспринято и юношей, и старушкой, профессором, и крестьянином. Посмотрите, какие разнообразные пласты восприятия (если, конечно, они принимаются в подлинном виде): пастырское духовное наставничество, Исповедь, неизмеримая духовная глубина и сила Причастия, самой Божественной Литургии, богослужение, молитва, богословие, философия, богатейший спектр накопленной тысячелетиями литературы, иконопись, архитектура, церковное пение, и многие другие стороны церковной жизни, - если, повторим, они не искажены, - позволяют благодатно пребывать в Православии всякому человеку, стремящемуся к Богу и спасению своей души. Они позволяют ясно осознавать высшую цель своего бытия, обрести твердые жизненные принципы, прочно выстраивая их на фундаменте христианства.

    Однако Православие, как всякий высокоразвитый организм, - сложно, и потому Господь образовал Свою Церковь, чтобы в ней несовершенный человек мог научаться науке и путям своего спасения, плодотворно и с умом прилагая труд своей души. Нельзя быть православным, не зная подлинного Православия. По этому поводу виднейший церковный богослов и иерарх ХIХ века митрополит Московский Филарет писал: "Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? - Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки… ( Мф. 28.19) Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы Апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет".

    В дословном переводе слова Евангелия "идите и научите" звучат как "идите и сделайте учениками", - а это задача гораздо существеннее. Ибо научить - не только огласить, продекларировать определенные истины, это значит сформировать у людей навык правильного, спасительного их восприятия и практического применения в жизни. Мало иметь инструмент, нужно еще уметь правильно и не во вред им пользоваться. Стать же учеником Христа (каждому в свою меру) - это благодатный, радостный,- единственно имеющий цену,- жизненный путь христианина.

    Как печально, что в наше время приходится констатировать удручающеесостояние церковной среды. Тяжело наблюдать массовую безграмотность, религиозную невоспитанность людей, несерьезное, небрежное, формальное отношение к своей духовной жизни, какую-то игру в христианство.

    Опыт Церкви свидетельствует, что неверно воспринятое христианство неизбежно приводит людей на ложный путь, когда духовные усилия становятся напрасными, о чем предупреждал еще Апостол: "…чтоб благодать Божия не тщетно была принята вами" (2 Кор.6;1). Увы, нынешнее состояние характерно тем, что большинство людей увлекается поверхностными, обрядовыми моментами, стремится к красивости, обытовленности, оставляя за рамками своих духовных усилий главное - неуклонное стремление уподоблять свою душу Христу, что и составляет истинную суть Православия

    Повсеместно встречаются искаженные: то сусально-слащавые, то, наоборот, дремуче-мрачные представления о Боге, о душе, о грехе, страстях, молитве, смирении, послушании, спасении и т.д. Положение таково, что люди сейчас в основном воспринимают Православие "со слуха", не зная и не читая Евангелие - главную книгу и источник спасения жизни христианина. Приходится с сожалением и сердечным сокрушением признавать и видеть, что сегодня создалась слабообученная, с различными перекосами, религиозно и духовно невоспитанная среда, зачастую чуждая духу подлинного Православия. А ведь по ней в первую очередь судят о Православии и Церкви

    Отсутствие просвещения оставляет большой простор для разного рода суеверий. Невежество и элементарная религиозная безграмотность приводит к тому, что множество (а, может быть, большинство) людей теперешней церковной среды, возможно, веруют не православно! Чаще всего у таких членов Церкви бытуют довольно затемненные местечковые или же свои субъективные представления о вере, некая "своя вера", "свое православие", что фактически является (нужно сказать прямо и без обиняков) формой язычества с православной символикой и терминологией. Строго говоря, при таком положении дел вряд ли возможно однозначно ответить являются ли они членами Православной Церкви. Вот каковы последствия религиозной дремучести! И когда люди, переступив порог храма, встречаются с таким "христианством", то, пожалуй, можно понять, почему затем остаются немногие.

    Печально то, что такие "стандарты" многими уже привычно, по инерции мысли и притупленного религиозного чувства принимаются за норму христианства, и такой "простецкий" стиль, увы, распространен повсеместно. Оттого и бытует до сих пор в обществе мнение, что православная вера примитивна, что она устарела и является уделом старушек и недалеких малограмотных людей. Мы видим, что проповедь Православия и в наше время зачастую в основном сориентирована на бабушек и тетушек - как основных прихожан.

    Такая скудность, обедненность, невзыскательность в представлениях о православном вероучении вызывает соответствующий приток людей определенного склада мышления и образа жизни. По этой причине в сферу церковного влияния и не желают входить многие мыслящие, ищущие, интересные, крепкие умом и социальным положением люди, особенно мужчины и юноши. А ведь если бы открыли они для себя подлинные богатства Православия, ни за что не отошли бы от Церкви!

    Для восприятия спасительной сущности Православия непременно нужны усилия души, и порой немалые, потому, что оно зовет к настоящему преображению личности. Однако, гораздо легче исполнять внешние обряды, ритуальные формы. Поэтому-то многие идут рядом с Церковью, так и не узнав подлинных сокровищ, возле которых их душа обреталась. Если хорошенько порасспрашивать наших прихожан об их вере, то услышим великое множество несуразиц, нелепостей и попросту ересей. Сейчас, увы, нечасто можно встретить отблеск правильного, именно православного миропонимания, знания и веры.

    Сегодня мы наблюдаем одну парадоксальную ситуацию, иллюстрацией которой часто служит такая картинка: идет приходской священник, а за ним - группка женщин и старушек. Подобное положение сложилось нынче в церковном образовании, когда грамотные, обученные в семинариях, а то и в академиях священники руководят приходом, который состоит, в основном, из не очень образованных и религиозно слабопросвещенных людей, когда температура духовной жизни показывает "теплохладно" - самый опасный и разрушительный духовный градус. А ведь они изучали (и сдавали экзамены) десятки религиозных дисциплин, за годы учебы был накоплен богатейший пласт знаний. Да простят нам пастыри, но почему таким трудом полученная в духовной школе живительная влага богословского, догматического, философского, нравственного, исторического, культурного, педагогического, пастырского, евангельского богатства Православия не животворит в должной мере духовную ниву, не взращивает колос добрый, полный? Ведь завет Христа: "итак, идите и сделайте учениками" - остается тем же. Может в современных условиях это уже не актуально? Напротив, именно широкое распространение религиозного просвещения в конечном итоге сможет решить большинство самых важных задач Церкви и общества.

    Православное духовное просвещение должно в своей сердцевине способствовать восстановлению и возрождению подлинной литургичности церковной жизни, литургичности жизни каждого христианина - члена Церкви. И это крайне важно, поскольку в этом - главный нерв Православия. Только полноценный поток литургических импульсов способен вернуть Православной Церкви плодоносную, глубинную духовную жизнь, которая благотворно и мощно повлияла бы на все церковные процессы, а также на общество в целом. Только таким образом можно сделать, чтобы люди стали верить Церкви и чтить ее.

    Божественная Литургия - это сердце Церкви и в такт ему должна пульсировать духовная жизнь всех ее членов. Людей же сейчас необходимо повсеместно "учить Литургии", "учить Причастию", "учить Исповеди", ибо без этой духовной науки, как известно, спасение недостижимо, о чем свидетельствует нам святоотеческий опыт. На одних экзальтированных впечатлениях от паломничеств к чудесам (а по большей части не пережитых, а поверхностно воспринятых рассказов о них) в Царство Божие не входят, для этого нужна подлинная "метанойя" - покаяние, т.е. истинное, спасительное изменение ума, мышления, мировоззрения, нужна христианизация жизни.

    Религиозная образованность, знание основ православного вероучения должна стать почвой для формирования духовно здоровой церковной среды, воспитанной на такте, культуре, чуткости, человеческой порядочности, взаимопомощи, духовной и социальной крепости и стойкости христиан. Такая религиозная среда, взращенная на подлинных евангельских принципах, безусловно станет привлекательной для множества людей, которые с сочувствием и уже давно ожидают этого от православных и с надеждой смотрят на нашу Церковь.

    Нужно особенно постараться вернуть в храмы мужчин, ведь христианство все же имеет прежде всего мужское лицо, и еще совсем недавно это понимали люди, населяющие православное Российское государство. В нем именно мужчины были главным социальным оплотом Церкви. Церковь чтили, духовную жизнь понимали, оттого и Империя была выстроена столь мощно, что люди знали и учитывали духовные законы своего бытия. У них были прочные жизненные принципы, хорошие полноценные семьи, крепкая, осмысленная жизнь, мощное государство. Поэтому духовное просвещение должно распространяться сейчас не только на церковную среду, нужно сделать так, чтобы все люди имели возможность полноценно и без всякого нажима быть осведомленными о Православии, когда каждый сможет сделать свой свободный религиозный выбор. Тогда общество станет понимать Церковь, прислушиваться к ее пастырскому голосу. Широкое, тактичное, продуманное открытие ему сущности и богатства Православия сможет стать катализатором процессов, которые, с Божьей помощью, идейно и духовно объединят миллионы разрозненных, разбросанных людей, излечат, возродят лучшие качества и способности нашего народа.

    Поставленное надлежащим образом дело религиозного просвещения попутно решит одну из самых наболевших и злободневных проблем - распространение влияния различных сект и т.н. "церквей", мутным потоком принесенных к нам из Запада. Опыт показывает, насколько "неудобно" решать эту задачу инструментами той псевдодемократии, которую насадили на нашей почве те силы, которые и являются по сути настоящими хозяевами этих "религий", оттого на этом поле они нас "переигрывают". Их настырная, нечистоплотная, откровенно враждебная Православию и государству деятельность бесстыдно паразитирует, во-первых, на интуитивном, каком-то уже национально-генетическом, культурном сочувствии христианской вере; и, во-вторых, на вопиющей религиозной безграмотности, духовной невежественности наших людей.

    Общение с сектантами с очевидностью свидетельствует о том, что подавляющее большинство тех, кто ходит на их скучные и пустые собрания, в начале своих духовных исканий приходили в свои православные храмы. Всех их отмело от них одно: "непонятно!", их религиозно нетронутому сознанию попросту не за что было зацепиться. Первое, что в начале встретило их восприятие - это богослужение ("непонятное!", да и далеко не всегда, признаемся, благоговейно и стройно исполняемое), и еще, возможно, книги, которые тоже не давали последовательного разъяснения что же представляет собою эта вера предков. Не нходя возможности услышать грамотные, исчерпывающие разъяснения, к тому же наслушавшись "догматики" храмовых уборщиц и "равноапостольных" старушек, к которым как правило в первую очередь почему-то обращаются вновь приходящие, (а многие к тому же посмотрев на кустарные изображения, во множестве развешанные по стенам, называемые иконами, но в действительности представляющими собой их искажение и пародию), захлопывали для себя дверь в самое Православие, не коснувшись его ни умом ни сердцем.

    Учитывая то, что внутри сектантская работа очень жестко поставлена так, что человеку и запрещают и не дают возможности читать что-либо кроме их книжек и пособий, разработанных заграничным центром, становится очевидным, что искать сведения о Православии в библиотеках никто из этих людей, попавших под влияние таких "братьев", "лидеров", "пасторов", не будет. Именно отсутствие начальных источников, понятно и доходчиво объясняющих сущность Православия, ловко используют заграничные "миссионеры". В то же время они легко закупают залы, телевизионное время и распространяют свою "лабуду" на миллионную аудиторию, выдавая ее за христианство. И народ поддается, начинает питаться этими религиозными "консервами", считая их настоящей духовной пищей. (Чего стоит наблюдаемое одно время в Киеве: утром по телевидению дает "представление" очередной американский проповедник, днем - в заполненном Дворце Спорта его "коллега" из Австралии, а вечером - чернокожий (!) африканский(!) "пастор" учит христианству православную Украину. И все это происходит на земле древнейших православных соборов, у стен Лавры, в пещерах которой покоятся нетленные мощи 118 святых!

    Внятно, доходчиво, массово преподанное Православное вероучение, будет самым эффективным средством в решении проблем с сектами. Ведь в них приходят, заблудившись, наши люди - знакомые, близкие, среди которых немало мыслящих, искренне ищущих людей. Познакомившись с подлинным Православием даже текстуально (а здесь и нужно использовать жесткую привязку к текстам, прививаемую им в сектах), они несомненно отойдут (уже проверено опытом) от сектантских и иных суррогатов. Взамен раздаваемых ими глянцевых брошурок нужно дать хорошо изданное изложение основ Православия. Уж чего-чего, а сравнения с глубинной духовной мощью Православия никакие пришлые религиозные доктрины не выдерживают. Сравнить -это как раз то, чего как огня боятся все без исключения иноземные "миссионеры", и католические в том числе. Пожалуй, одной такой мерой можно будет, в основном, решить эту проблему в корне.

    В нынешний момент главнейшей государственной задачей является восстановление единения душ людей, населяющих страну, воспитание и поддержание в народе здравого смысла, прочного и ясного мировоззрения, а не стимулирование под маской экономических стремлений разрушительных процессов в обществе с помощью СМИ, насаждения ими разврата, некультурности, хамства, пошлости, пьянства и наркомании, откровенно криминальных наклонностей, лености и безответственности. Сейчас как никогда актуально формирование у людей конструктивности, продуктивности мышления и созидательных стремлений - ведь миллионы наркоманов, сирот и беспризорников - это же показатель катастрофы! А пытаться бороться с ней (и, надо сказать, довольно неумело) только экономическими методами - близорукость непростительная, даже с точки зрения науки управления. И невдомек, что для решения этих задач сейчас необходимо активнейшим образом формировать в умах и сердцах лучших черт, свойственных народу: достоинства, благородства, великодушия, терпимости, сочувствия, трудолюбия, интеллигентности, взаимопомощи, здорового патриотизма и т.д.

    Осознавать в полноте эту задачу а также пути ее решения могут религиозно образованные, или хотя бы в достаточной мере осведомленные государственные деятели. Не столько усилия правительства играют решающую роль в развитии страны, сколько конструктивные усилия миллионов людей, и, главным образом, мужчин этой державы. Ведь богатство и значимость страны вовсе не в величине городов, не в банках и заводах, а в облике человека, воспитываемого ею.

    Национальная идея? Вот какой естественно присущий для России фундамент, на котором ее нужно основывать: крепкая семья без разводов и абортов, отсутствие нищих, брошенных инвалидов и стариков, сирот, беспризорников, нерастленная, воспитанная молодежь, любящая свою Родину и людей, живущих в ней, основательное конструктивное образование, культурность. Все остальные цели: экономические, государственные, политические, военные - выстраивать в векторе решения главной задачи. Но для этого прежде всего должно быть сформировано положительное, конструктивное мировоззрение людей.

    Как же в нынешних очень сложных условиях осуществлять религиозное просвещение? У Церкви накоплен немалый опыт в этой области, однако нужно сказать, что, во-первых, это, в основном, опыт прошлых времен; во-вторых, разрушенную за годы безбожия сложную систему религиозного просвещения восстановить пока не удается: слишком сложная и тонкая это материя, трудно поддающаяся восстановлению, особенно учитывая разрушительные тенденции нынешнего времени. С одной стороны, дело это очень сложное, а с другой, как это ни странно, тому, чтобы сегодня начать широкое распространение знаний о Православии, религиозного просвещения народа, практически нет никаких серьезных препятствий. Мало того, имеются вполне достаточные предпосылки и условия. У нас есть широко распространенная управляемая система: епархии, благочиния, приходы, (которым эта задача близка, да и попросту свойственна), есть корпус священников, немалое число квалифицированных, образованных и деятельных прихожан. Нужно только по этой системе распространять правильные управленческие импульсы, т.е. надлежащим образом ею распорядиться.

    Чтобы оживить эту деятельность, прежде всего необходимо осознать первостепенность указанной проблемы на всех уровнях, создать достаточный волевой и административный ресурс, обрести внутреннюю готовность и решимость в выполнении столь непростой и квалифицированной (оттого, видимо, и не исполняемой должным образом) работы. Нужно ясно понимать, что она потребует привлечения людских и финансовых (не столь уж в действительности значительных), ресурсов однако результаты, вне всякого сомнения, стоят того!

    Можно задаться вопросом: "а почему бы эту задачу не решать силами самих священников? Ведь учить - это их первейшая обязанность?" Увы, вопрос этот столь же справедлив, сколь и риторичен на практике. Могли бы - сделали бы. Реалии нынешние таковы, что только увещеваниями и указаниями реальных сдвигов в этом деле не достичь. Это скорее не вина, а беда нашего во многом самоотверженного священства, ибо на практике их жизнь сориентирована и построена нынче таким образом, что до регулярной, серьезной просветительской работы со своими прихожанами просто не доходят руки. Не секрет, что у многих из них в связи с ремонтно-строительно-восстановительными заботами нет ни возможности, ни (поэтому) привычки регулярно читать духовную (т.е. профессиональную для них) литературу. А учащий может научить, только если он учится сам.

    Так уж исторически сложилась практическая жизнь, что дело религиозного просвещения пущено у нас практически на самотек. Неизмеримо более значимыми кажутся стройки, ремонты, отчеты, поиски спонсоров и т.д. И не "столь уж" важным является то, когда прихожане не руководствуются святоотеческим духовным опытом, не приучены читать Евангелие, но живут двумя-тремя однобоко понятыми религиозными тезисами.

    Из религиозной невежественности, по сути, вырастают все остальные проблемы Церкви. Малограмотность, псевдоверие, суеверие, да и зачастую бытовая некультурность с годами незаметно намыли ту мель, которая нынче в основном и мешает движению церковного корабля. Устранить эту преграду можно быстрыми, продуманными, энергичными мерами, требующими, в сущности, незначительных затрат, точных управленческих архипастырских и пастырских решений, скоординированности и соборности действий.

    Религиозное просвещение как всякая крупная задача должна решаться в двух уровнях: стратегическом и тактическом, нужно только правильно их соотнести. Многим видится решение проблемы религиозного образования во внедрении в школьные, институтские программы предмета "Основы православной культуры". В общем плане это было бы неплохо. Но, несмотря на очевидность такого пути, нужно также представлять себе очень серьезные сложности, возникающие на нем.

    Во-первых, путь этот определенно долог и тернист, поскольку на нем постоянно будет встречаться непонимание и сопротивление властей на разных уровнях, этому также будут препятствовать нюансы государственного законодательства. Уже имеющийся опыт свидетельствует об очевидности таких преград. Во-вторых, допустим, если даже удастся в каком-то регионе уладить все властно-законные трения, встает вопрос: кто будет преподавать этот предмет? Вопрос подготовки хороших кадров - ключевой во всяком деле - вызовет необходимость обучения тысяч квалифицированных специалистов, (к тому же верующих людей). А кто будет их воспитывать и готовить? Сейчас, по-хорошему, преподавателей для семинарий не хватает, следовательно, уже в самом фундаменте этой идеи заложена пустота, которую очень долго нечем будет заполнить. Это неизбежно приведет к тому, что плохим неквалифицированным изложением православного вероучения в глазах народа будет дискредитирована сама идея просвещения, а также Православие в целом, т.е. вполне ожидаем эффект обратный задуманному.

    Может быть использовать педагогический ресурс священства для преподавания в школах? Но тут тоже нет реальной перспективы: если у нас не достает возможностей обеспечить мало-мальски серьезную и продуктивную учебу на приходах, то что уж тут говорить о реальном влиянии в современной светской школе!? Конечно, мы не говорим об отдельных удачных случаях, они-то как раз вполне возможны. Речь идет о вещах принципиальных. Разумеется "проталкивать" фундаментальные вопросы просвещения на государственном уровне нужно, однако ожидать скорой эффективности и заметных результатов пока не придется, видеть это несложно.

    Гораздо более плодотворным представляется приложение усилий на другом, более оперативном поле. Задачу религиозного просвещения, думается, можно решать гораздо легче, быстрее и эффективнее, не воздействуя только на детей и на школы. Нужно сделать так, чтобы возможность познакомиться с подлинным Православием, изучать его, вникать в спасительную духовную жизнь стала доступной для масс. Сегодня эту задачу можно осуществить прежде всего с помощью книги и Интернета, который уже имеет распространение у очень большой аудитории, особенно у молодежи.

    Нам нужно иметь ряд книг, которые бы рассказали о Православии простым, доступным языком, где методически последовательно были бы изложены его вероучительные истины, с тем, чтоб они стали понятными современному человеку, где была бы раскрыта онтологическая, сущностная связь Православия с личностью человека. Эти книги нужно выпускать массовым тиражом, они должны быть недорогими, доступными каждому, и могли оказаться в каждом доме. Издания непременно должны быть интересными, продуманно составленными, методически отточенными. Православие не нуждается в принудительной рекламе, оно само по себе захватывающе, интеллектуально и пленительно, нужно только его толково и увлекательно раскрыть. Конечно, это большая и кропотливая работа, но она непременно воздастся сторицей.

    В нынешней православной литературе наблюдается положение, подобное плохому сцеплению в автомобиле. Дело в том, что при всем обилии выходящих сегодня православных книг, отсутствует тот начальный книжный слой, который бы вводил обычного светского человека в восхитительный, безбрежный мир Православия с самой начальной, нулевой ступени. И это парадокс. В настоящее время появилось много превосходных авторов, написано множество замечательных книг, но таких, чтобы доступно, с самого начала говорили бы о Православии, раскрывали бы его интеллектуальное и духовное богатство для современного читателя, увы, практически нет.

    Нужно, по-видимому, уточнить: безусловно, духовная сокровищница Церкви располагает множеством глубоких и содержательных работ, проповедей, отдельных статей многих Отцов, сегодняшних авторитетных авторов, но они рассредоточены, и человеку не сведущему, конечно, непросто их собрать и последовательно выстроить для усвоения - речь идет об отсутствии именно систематически составленных источников. Именно по причине начальной непонятности большинство людей чураются Православия, видя в нем (в лучшем случае) странноватое хранилище древних народных традиций. Поэтому маховик церковной жизни вращается, но с современным обществом имеет слабое, совершенно недостаточное сцепление, вследствие чего Православие остается неузнанным, непонятным в своей сути большинству людей.

    Какую бы книгу вы предложили своему знакомому, заинтересовавшемуся православным вероучением? Что бы вы посоветовали ему прочитать в начале пути, чтоб потом была возможность обсудить с ним воспринятое? Евангелие воспринять "сходу" будет, конечно, трудно. Может, "Православие" епископа Варнавы? - Сложно, и книга эта предназначена вовсе не для первоначального знакомства. Может, "Диалоги" Валентина Свенцицкого? Опять же, и эта книга требует соответствующей подготовки. Известный гимназический учебник "Закон Божий" о. Серафима Слободского во многом устарел, он скушен читателю, отчасти формален и очевидно, в полноте не отвечает запросам людей нашей эпохи, особенно молодежи. Ну, что еще? Возможно, книга "Точное изложение Православной веры" Иоанна Дамаскина? Так она написана еще в восьмом веке и имеет свою специфику. Если же предложить для первоначального чтения "Катихизис", то далеко не каждому хватит упорства в нем разобраться и составить живое представление о вере и духовной жизни. Вот, пожалуй, в основном и весь перечень (еще раз оговоримся, что речь идет о именно начальных, разъясняющих основные, концептуальные положения Православия, источниках). Он невелик и явно недостаточен.

    Такое положение похоже на ситуацию, когда у лестницы не хватает первых трех-четырех ступенек. Поэтому люди, приходящие в храм, начинают знакомиться с Православием бессистемно и зачастую сразу приступают к чтению "Добротолюбия", а то и, недолго задержавшись, к "творению" Иисусовой молитвы, не узнав толком, принципиальных понятий Православия, основ духовной жизни. Не дают же в школе первокласснику сразу материал и учебники за пятый класс?! Очевидно, что сначала нужно изучить азбуку, научиться читать, писать, считать. В этой точке сфокусировано слишком много нынешних проблем Церкви и общества, чтобы не обратить на нее должного и немедленного внимания.

    Ясно и доходчиво говорить о сложном - задача всегда непростая. Нет никакого сомнения, что с нею замечательно справятся, многие нынешние видные христианские писатели, но для этого нужно, чтобы они ясно увидели, что в системе православного обучения крайне недостает этого первоначального звена, без которого система останется нефункциональной. По-видимому, дело в том, что, постоянно находясь в церковно-интеллектуальной либо в монашеской среде, многие авторы могли невольно ослабить свое ощущение действительной степени незнания христианства в обществе, а, следовательно, они где-то могут упускать из внимания самый исток духовных интересов и начал православной грамоты. Оттого часто их проповедническая лира звучит далеко не для всех, особенно к ней глухи те, кто к храму еще не пришел.

    В настоящее время необходимо как можно быстрее необходимо подготовить и издать такую книгу, которая бы доходчиво, ярко и убедительно раскрывала основные черты Православия, начиная с самой начальной, нулевой ступени. В отсутствии ее видится очень серьезное упущение нашей церковной науки.

    Книга эта должна издаваться массовым тиражом, хорошо, если она будет небольшого, удобного формата. Непременное условие - дешевизна книги, этот проект не должен быть коммерческим, на что нужно пойти, не стесняясь и соответственно его "проспонсировать". (Кстати, эти денежные вложения могут стать, в конечном итоге, пожалуй, самым прибыльным проектом из всех, проводимых нынче в церковном строительстве: неизбежный приток осознанно стремящихся к Православию социально активных людей непременно скажется на экономических возможностях храмов).

    У многих может возникнуть вопрос: а как же книги, к примеру, диакона Кураева? Разве они не таковы? Увы, при всей их популярности они, так сказать, недостаточно "начальны". Бесспорный талант этого яркого и значительного христианского писателя как раз позволил бы ему, как, может быть, никому другому, написать такую общедоступную фундаментальную книжку, и его миссионерские возможности как раз и нужно бы здесь применить. Тогда, кстати, и все остальные его работы стали бы гораздо лучше восприниматься его читателями, они были бы более применимыми на практике в их духовной жизни, когда после прочтения очередной книжки хочется не столько прочитать следующую, сколько идти в храм.

    Характерно в этом смысле недоумение, высказанное самим уважаемым диаконом А. Кураевым в одной из последних своих книжек "Церковь и молодежь": "Я с некоторой горечью должен признаться, что наибольшую отдачу мои книги и лекции дают, увы, не в том направлении, на которое рассчитывал я. Мне бы хотелось быть действительно миссионером, приводить к Богу людей из "страны далече", а вот по откликам и беседам с сотнями людей, по письмам, которые я получаю, оказывается, что для многих людей мои лекции выполняют другую задачу.

    Оказывается, что для многих мои лекции и книги являются скорее неким удерживающим фактором, т.е. они, скорее, не приводят в Церковь, а помогают остаться в ней…"

    На вопрос: "То есть та аудитория, с которой Вы работаете, это большей частью уже церковные люди?", он симптоматично ответил: "Ну это, скажем, к моей печали… Мне бы хотелось, чтобы в ней было больше людей не церковных… Но, к сожалению, в последние лет пять (выд. авт) я наблюдаю обратную тенденцию…".

    Странно, ведь эта тенденция и вектор его миссионерского творчества были видны с самого начала. И это является симптоматичным не только для данного автора. Словом, этот вопрос нужно как можно скорее хорошо обсудить и создать такую книгу (или же несколько), которая была бы всенародно популярной, и попадала, что называется, "в десятку", - для этого уже созрели все условия.

    Отдельно следует отметить проблему внутренней миссии, т.е. религиозного просвещения (ох, как необходимого) внутри церковной среды. Для этой цели в церковной практике на приходах обычно предусмотрены катихизаторские занятия либо воскресные школы. Положа руку на сердце, признаем, что даже там, где они есть, эффективность их очень невысока, и отсутствие заметных результатов с очевидностью об этом свидетельствует. Нельзя умалять примеры хорошей просветительской работы, но они, к сожалению, крайне редки.

    В некоторых местах организована целенаправленная подготовка преподавателей из мирян - это катихизаторские курсы и даже богословские миссионерские факультеты при духовных учебных заведениях. Благое дело, но результативность его пока невелика. Время показывает, что из довольно значительного уже числа выпускников регулярную преподавательскую работу ведут считанные единицы. Причин такого положения несколько.

    Первая, как не странно, заключается в том, что приходские священники не только не поддерживают такие начинания, но попросту не хотят (потому, что зачастую физически не могут) взваливать на себя дополнительную "обузу", мол, у нас бабушки на занятия ходить не станут, и так сойдет. Такой подход - свидетельство того, о чем речь шла в начале: отсутствие осознания первостепенной значимости задачи религиозного просвещения. Она фактически находится на периферии внимания и деятельности приходского священства, а не в центре, где и должно ей быть. В этом-то, в конце концов, заключаются причины большинства проблем нынешней церковной жизни. К сожалению, при таком состоянии дел даже если есть помещение и преподавание не потребует денежных затрат, найдется масса предлогов, чтобы отказаться от богословских занятий. Такова сегодня неконструктивная реальность.

    Первая причина иногда отчасти вытекает из второй, что порой бывает вполне обоснованным. Речь идет о качестве преподавания. Часто вначале на занятия приходит изрядное количество прихожан, но довольно скоро их ряды редеют и, в конце концов, такие занятия либо вскоре прекращаются, либо еле-еле теплятся, превращаясь в бессистемные разговоры. И дело здесь не в косности, лености или инертности людей - тяга к восприятию Православия как раз очень велика. Проблема в мотивации - им становится неинтересно, эти занятия не насыщают ум и сердце. Но если музыкант не искусен, то это вовсе не значит, что плоха партитура.

    Сердцевина этой проблемы наряду с подготовкой преподавателей заключается в несовершенной, давно устаревшей методике. Дело в том, что изложение православного вероучения на приходских занятиях ведется по той же схеме, что и в семинариях или на миссионерских факультетах, т.е. попредметно. Обычный набор: Новый Завет, Ветхий Завет, Катихизис, История Церкви, иногда церковно-славянский язык. И такая схема, как правило, предполагает разных преподавателей и неизбежно ведет к фрагментарной подаче материала, обычно не согласованного между собой. Но если в семинариях или 2-4-х годичных курсах есть все же достаточно времени, чтоб освоить предметы, а затем вкупе с другими дисциплинами более-менее связать их в единое целое и сформировать системное представление, то у людей, приходящих в храм, его нет, да и посещаемость стопроцентной никогда не будет. По этой причине у слушателей складывается отрывочное, лоскутное, неживое представление о Православии и духовной жизни, которые часто неприемлемым, несуразным образом ложится на жизнь повседневную.

    Думается (и опыт свидетельствует), что на этом уровне преподавание нужно вести по единому, целостному курсу, к примеру, "Основы Православия", составленному таким образом, чтобы он включал в себя выверенные, логично согласованные между собой части различных предметов, с тем, чтобы методично выстроенные занятия давали слушателям пускай и отчасти ограниченный, однако полный, ясный и твердо усвоенный фундамент православного вероучения, его остов, на который в дальнейшем можно твердо опираться в своем духовном развитии, ориентироваться в потоке религиозной литературы, заполняя недостающие пробелы самостоятельным чтением, последовательно укладывая получаемые знания уже на подготовленную почву, выстраивая таким образом прочное здание своего христианского мировоззрения и духовной жизни.

    В этой связи вопрос выверенной, специально созданной для этого, отработанной методики выступает на первый план - без нее ничего путного не выйдет. Общеизвестно, что методика - основа всякого успешного процесса обучения (церковный, монастырские уставы - это ведь тоже своего рода методики, которые составляют непреходящее богатство Церкви, накопленное веками). Не нужно думать, что это какая-то особо сложная работа, вовсе нет: достаточно поставить задачу перед несколькими (для выбора лучшего варианта) квалифицированными группами, и в ближайшее время такие методики (и очень толковые) будут готовы, ибо накопленных материалов, способных людей и имеющегося опыта предостаточно. Хорошо отработанный, целостный курс " Основы Православия" нужно распространить повсеместно, что приведет в порядок образовательную работу на приходах, скоординирует и организует ее.

    Целесообразно, чтобы и в семинариях с ним знакомили студентов и учили им пользоваться в пастырской деятельности, потому что при всем обилии преподаваемых им предметов, науке именно учить, обучать людей Православию внимания уделяется явно недостаточно, и, может быть, поэтому-то полученные в духовной школе знания большей частью применения в приходской практике не находят.

    Третья причина заключается в недостаточной организованности образовательного процесса на епархиальном уровне. В настоящее время мы наблюдаем положение, когда выпускники миссионерских курсов и факультетов, будучи предоставленными сами себе, просто растворяются в массе прихожан, не принося плода, который могли бы (и хотели бы!) приносить: для епархии они, как правило, забыты или неизвестны. Но ведь должно быть совсем не так. Пусть количество этих людей будет не столь большим, но к корпусу хорошо подготовленных, проверенных учителей нужно относиться как к епархиальной ценности, их нужно "холить и лелеять". Да, нужно всерьез оплачивать их труд (который, нужно сказать, для епархиальной казны вернется сторицей), а также материально поддерживать их во время учебы - хотя бы оплачивать проезд, а то и назначать определенную стипендию. Управление этим процессом осуществляли бы приходские священники и ответственный отдел епархии. Регулярный обмен опытом, информацией, литературой будет быстро повышать профессиональный уровень этой группы (как правило, энтузиастов), что непременно станет приносить ощутимые миссионерские результаты.

    Очень эффективным инструментом распространения православных знаний может стать Интернет, нужно только эффективно его использовать. Это информационное пространство приобрело большое значение и влияние, и игнорировать его, тем более пугаться ("чур его!") вовсе не стоит. Сегодня создано множество православных сайтов, но, к сожалению, просветительскую функцию выполняют очень немногие из них.

    В православном Интернет-пространстве мы обнаруживаем разделы, включающие сотни сайтов под рубриками "Азы Православия", "Православие и образование" и т.п. Однако человек, попытавшийся по ним сформировать представление о нашем вероучении, будет, по всей видимости, разочарован. Во-первых, по причине их неоправданной и (главным образом) неорганизованной множественности, отчего частицы нужной информации распылены по множеству адресов. И, во-вторых, потому, что среди них трудно найти такие источники, в которых сведения о Православии были бы предоставлены методически оправдано, целостно, последовательно, живо и логично, чтобы эти сведения были бы понятно выстроенными, формируя прочный фундамент вероучительного знания. Неупорядоченный и методически неоправданный набор источников (даже разбитый порой по отдельным предметам) ничего всерьез пытающемуся понять, что есть истинное Православие, как правило, не дает.

    Назрела настоятельная необходимость в создании отдельного образовательного портала, с ясной структурой и простой навигацией. В нем должны концентрироваться избранные сайты направленно образовательной тематики (возможно, даже создаваемых целенаправленно, согласно общей концепции и плану; почему бы не использовать мощнейший интеллектуальный потенциал, тех людей, которые уже многое сделали в этом направлении?). Этот информационный ресурс может и должен работать на всех, ведь таким образом открывается возможность максимально оперативного управления образовательным процессом сразу по всему православному сообществу, по всем епархиям. Самые новые материалы, опыт учебной работы, запросы по разным проблемам, полноценные методологические материалы, конференции, форумы, и т.д. и т.п. - этот инструмент может стать бесценным, практически незатратным и в то же время исключительно эффективным.

    Думается, что далеко не до конца исчерпаны возможности видео- и аудиосредств, да и телевидения, где православная тематика, как известно, не очень жалуется. В этом направлении имеется немало резервов.В соответствии и параллельно с основной книгой о православной вере нужно создать видео- и аудиокурс "Основы Православия". Они должны состоять из ряда уроков, где (опять же) доходчиво, последовательно, интересно и искренне говорилось бы о существе подлинного Православия, о различных аспектах веры и духовной жизни. Над этими уроками нужно творчески поработать, чтобы они не были однообразными и скучными. Должны быть представлены хорошие лица, звучать хорошие голоса и речь, вызывающие неподдельное доверие, симпатию и убедительность. Такие видео-(аудио) курсы могли бы с максимальной оперативностью решать вопрос с преподаванием там, где осуществлять их подготовку не представляется возможным. Это серьезная работа, к которой нужно привлечь лучшие силы и не пожалеть средств. Толково составленные видео- и аудиоуроки сослужат неоценимую помощь в деле религиозного просвещения с тем, чтобы распахнуть людям двери в Православие, дать им истинные знания о нем. Растиражированные, они очень быстро могут быть доставлены в самые отдаленные епархии и приходы.

    Ценность такой работы состоит еще и в том, что начальная основная информационная база будет единой, полученной из одних источников, что даст возможность единого понимания основных православных истин единообразно как священниками, так и их прихожанами - миллионами людей. А единство религиозного знания и духа - это великая сила.

    Здесь уместно указать на то, что такой курс "Основ Православия" в виде книг, видео-, аудиозаписей, компакт-дисков, Интернет-сайтов будет постоянно действующим и многократно тиражируемым целостным источником православных знаний. С ним легко смогут познакомиться школьники, их родители, учителя, студенты, молодежная аудитория, люди у власти, широкая общественность, чтобы, наконец, рассеялась химера страха перед суевериями и искаженным образом православного христианства.

    Видеоуроки можно будет с успехом предоставлять телеканалам. Регулярные 20-30-минутные передачи в записи, в которых последовательно, доходчиво и правдиво рассказывается об этом чуде - христианстве, будут куда ценнее и дешевле прямых эфиров с плохо подготовленными участниками. Если материалы будут ненавязчивы, умны, увлекательны и серьезны, то никакого сомнения нет в их устойчивой популярности. На сегодня накоплена масса интереснейших видеоматериалов, которые нужно сделать достоянием не только православной среды, но и всех людей, что станет для очень многих источником поразительных открытий. Народ, как говорится, "созрел", он уже до пузырей "накормлен мылом", упал интерес к газетам, снижается рейтинг бесчисленных сериалов, людям давно надоело вранье, грязь, мрак. Все же, "душа по природе - христианка" и из своей глубины тянется к правде. И наша задача дать миллионам иссохшихся, заблудившихся душ живительную влагу и свет Христовой истины.

    Всеми этими и иными мерами, направленными на духовное просвещение людей, нужно постепенно добиваться того, чтобы серьезные религиозные мысли постепенно "вплетались" бы в ткань общественных обсуждений и интересов. Церковь должна умело распространять авторитетное знание Православия по всем возможным уровням современного общества. И прежде всего людям надо убедительно, "с кротостью и благоговением" (1Пет.3;15) "сообщить" основополагающие религиозные христианские положения, дающие знания о подлинной реальности их бытия, раскрывающую божественную тайну каждой человеческой личности.

    1. О том, что каждый человек, каждая личность не оканчивает своего бытия с телесной смертью, что каждому непременно предстоит вечная духовная жизнь после земной, т.е. по своей природе человек как личность (ум, чувства, воля) - бессмертен.

    2. О том, что вечное духовное бытие каждой личности напрямую зависит от его земной жизни. О том, что грех - это не шутка, не "фигура речи", но реальность человеческой жизни, представляющая смертельную опасность. Мы живем в видимом мире, непременно взаимодействуя с миром духовным, который состоит из сущностей света, добра и любви, а также духов мрака, злобы и погибели.

    3. О том, что единственно оправданная цель земной жизни человека - стремление к Божеству, к соединению с Ним, что является для каждого рожденного высшей степенью счастья, онтологически ему присущего. Смысл спасения своей бессмертной души состоит для человека в том, чтоб избежать бытия в вечности БЕЗ БОГА, что есть самая тяжелая и мрачная участь, которую себе может уготовить только сам человек своею жизнью на земле.

    4.О том, что только Христос - как Бог и Спаситель может осуществить наше спасение в лоне Своей Церкви. Вера в Бога - не только признание существования некоего Высшего Существа, но как своего Отца, Духовного Создателя и безусловную необходимость как Спасителя.

    Не стоит, право, иронизировать по поводу кажущейся тривиальности этих положений - подавляющее число наших сограждан не имеет о них понятия, или относится к ним как к сказкам. Нужно всеми силами и возможностями дать людям понимание того, что ЭТО ПРАВДА! И к жизни нужно относиться всерьез, исходя из этих предпосылок, которые, собственно, лежат в основе религиозного христианского мышления.

    По-видимому, в истории Церкви сейчас наступил уникальный и единственный в своем роде период, когда правильное православное знание можно распространить массово, повсеместно и единовременно. Может быть, в этом заложены семена духовного и, как следствие, государственного возрождения России.

    Очень важно свидетельствовать об истинном Православии именно в нынешний момент расколов и тревожного противостояния со стороны западно-управляемых, недоброжелательно настроенных к Православию и стране религиозных образований.

    Православию нет надобности себя приукрашивать и вовсе не нужно его навязывать. Для здравомыслящего человека оно само по себе восхитительно, истинно, глубинно и пленительно. Нужно только снять завесу неведения, невежества, лжи, суеверий и заблуждений. Снять ее с людских глаз, замусоренных и замыленных суетным, злобным, разрушительным веком. К этой работе нужно с полным осознанием ее важности подключить все необходимые силы. Их немало, нужно лишь с толком ими распорядиться.

    Талантов нам не занимать, их множество, однако в деле просвещения во всю церковную историю самым слабым звеном было отсутствие толковой организации и умелого управления этим процессом. Из-за обыкновенной нераспорядительности погублено множество интересных, разумных и нужных инициатив. Дело религиозного православного просвещения необходимо хорошо спланировать и организовать - в этом прежде всего залог результатов, которые не замедлят сказаться. Был бы "разум незаблудный" да добрая, крепкая, разумная воля.

    Послесловие.

    Эта статья представляет собой позицию исходя из которой, мы осуществляем наш православно-образовательный проект "12 уроков Православия", включающий книги (12- томник), интернет-сайт и компьютерные диски. На данный момент нашими усилиями выпущено три урока, готовятся остальные. Но для оперативности и максимальной полноты одних наших возможностей недостаточно. Такая работа нуждается в соборности.

    12urokovpravoslavia.ru

    Конспекты КДА: История Римо-католической церкви (3 курс); Богословие Реформации (4 курс); История Поместных Православных Церквей (4 курс). Конспекты КДС: История Православия на Руси (1-2-й , 3-4 классы); материалы к билетам по ХХ веку) (4 класс); История культуры Украины (материал к билетам, собранный из всех доступных книг) (1 класс); История культуры Украины (книга: В. Бокань, Л. Польовий "История культуры Украины", изд-во Киев, МАУП, 2001) (1 класс); Общецерковная история (1-2, 3, 4-й класс); Ветхий Завет: Пятикнижие (2 класс), Пророческие книги (ч. 1), Исторические книги (ч. 2) (3 класс), Учительные книги (4 класс); Литургика (1-й, 2-й, 3-й, 4-й класс); Догматика (2-й, 3-й класс) ; Гомилетика (3 класс); Нравственное богословие 1 ч., 2 ч. (3 класс); Сравнительное богословие (3 класс); Сектоведение/Христианские деноминации (книга преподавателя КДАиС В.М. Чернышева "Меч обоюдоострый") (3 класс); Сектоведение/Христианские деноминации (4 класс); Новый Завет (4 класс); Практические наставления для пастырей (1 часть) (4 класс)